Чему обучают ребёнка в детском саду
Федеральная программа позволяет реализовать три основные функции дошкольного уровня образования. Это воспитание ребенка как гражданина России, формирование основ гражданской и культурной идентичности дошкольников; создание общего ядра содержания дошкольного образования, основанного на духовно-нравственных ценностях российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; а также создание единого образовательного пространства обучения и воспитания детей от рождения до поступления детей в общеобразовательную организацию вне зависимости от места проживания.
Федеральная программа учитывает отечественные традиции и современные практики дошкольного образования, содержит широкий перечень как современных, так и классических изобразительных, художественных, музыкальных и кинематографических произведений искусства для реализации образовательной деятельности.
Федеральная программа определяет базовые объем, содержание, планируемые результаты дошкольного образования, которому должны соответствовать программы дошкольного образования во всех учреждениях с 1 сентября 2023 года. В 2023 году Минпросвещения России продолжит организационно-методическое сопровождение реализации федеральной программы.
Документ рассчитан на дошкольное воспитания детей разных возрастных групп:
• с рождения до года (младенческий период);
• от 1 до 3 лет (ранний дошкольный период);
• от 3 до 7 лет (дошкольный период).
Согласно программе, для детей от 1 до 2 лет необходимо создавать условия для получения ими навыков поведения в социуме: что можно и нельзя делать, как здороваться и отвечать на приветствие других, благодарить, выполнять просьбы и т.д. Также в ФОП говорится, что у детей от 2 до 3 лет нужно поддерживать желание познакомиться друг с другом. Для этого воспитатели используют приемы поощрения и одобрения.
У детей постарше педагогический работник обогащает представление о добрых поступках людей, о заботе, бережном отношении к животным, растениям; знакомит с соответствующими произведениями искусства.
Еще одна особенность программы - воспитание патриотических чувств, любви и уважения к Родине. Также в документе сделан акцент на воспитании интернациональных чувств: уважение к людям других национальностей, вероисповеданий, к их культуре и традициям.
Федеральная программа должна расширить представления детей о государственных праздниках и вызвать интерес к событиям, которые происходят в России. Воспитательная деятельность должна развивать у детей чувство гордости за достижения страны в различных областях: спорте, искусстве, науке и т.д.
Воспитатели, реализующие ФОП, будут знакомить детей с признаками и характеристиками страны, адаптируя материал под возрастные особенности.
Выпускники ДОУ должны усвоить, что Россия - это самая большая страна в мире, уметь показывать ее на глобусе и на карте, знать столицу и иметь знания об административном центре своего региона и о регионе в целом. Кроме этого, в ФОП сделан акцент на правилах безопасного поведения в ситуациях, когда существует угроза жизни и здоровью, например, если ребенок остался один, потерялся или травмировался.
В программу включены произведения искусства, которые рекомендуют использовать в образовательном процессе дошкольников. Их можно использовать для самостоятельного или совместного просмотра, бесед и обсуждения со взрослыми в зависимости от возраста ребенка.
В программе также представлен примерный перечень произведений изобразительного искусства. В документе есть перечень анимационных и кинематографических произведений как российских, так и иностранных. Минпросвещения рекомендует их использовать в образовательном процессе как иллюстрации, а также для расширения кругозора детей и эмоционального опыта.
Программа помогает объединить усилия дошкольной образовательной организации, семьи, общественности и других организаций, расположенных на территории города, в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Основная цель программы - формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к малой родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национальных и природных особенностей родного края, сопричастности к окружающему и развитие таких качеств как гражданственность, милосердие, доброжелательность, любознательность.
Для достижения цели программы первостепенное значение имеют задачи:
- Образовательные:
- формирование у детей дошкольного возраста представлений о малой родине как месте, где человек родился, и стране, где он живет;
- формирование экологических знаний о природе родного края и о влиянии человека на нее;
- формирование краеведческих знаний об исторических традициями и культурном наследии родного края;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- Развивающие:
- расширять кругозор детей на основе краеведческого материала, доступного их пониманию;
- развивать познавательную активность, исследовательские умения и навыки, критичность мышления;
- развивать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира.
- Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство привязанности к малой родине, гордости за нее, восхищения ее красотой;
- воспитывать бережное и созидательное отношение к культурным и природным ценностям родного края;
- стимулировать интерес к стихам, рассказам и песням поэтов, писателей, композиторов родного края, рассматриванию картин художников родного края;
- воспитывать уважение к людям труда, знаменитым землякам.
Программа «Донбасс – мой край родной» опирается на традиционные источники нравственности такие как:
• патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
• социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• история – исторический путь народа, исторически значимые события, историческое развитие народа;
• культура – культурное наследие народа, народные традиции, общечеловеческие и национальные ценности;
• равноправие – равенство перед законом, социальное равенство;
• семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• совесть – потребность человека нести ответственность за свои действия; способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль;
• труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
• наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
• природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Представленная тематика программы «Донбасс – мой край родной» реализуется во всех видах детской деятельности: познавательной и исследовательской деятельности, в форме продуктивной, игровой и творческой активности.
Программа ориентирована на формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте дошкольников 2–7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:
– систематизация и учет речевого развития детей, полученного из разных источников (игры, общения, обучения и т. д.);
– организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.
Содержание Программы представляет одно из направлений образования в области «Речевое развитие», включающее не только решение речевых задач, но и формирование любознательности, познавательной мотивации, предпосылок учебной деятельности.
Методика реализации Программы способствует развитию у детей аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Использование ОМС в работе с детьми обеспечивает коммуникативную и учебную включенность детей в образовательный процесс. И как итог, достижение ребенком необходимого уровня в образовательной области «Речевое развитие» для успешного освоения им программы начального общего образования на основе индивидуального подхода и использования специфических видов деятельности для детей дошкольного возраста.
Реализация Программы в ОМС предусматривает комплексный подход к речевому развитию детей: на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи — фонетические, лексические, грамматические и — на их основе — развитие связной речи. Программа (ее теоретическая часть) опирается на положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и научно-методическую литературу по данной проблеме.